Актуальность программы
В соответствии с тезисами, озвученными Президентом Российской Федерации В. В. Путиным 6 марта 2018 года в рамках совещания по вопросу развития среднего профессионального образования (г. Екатеринбург), развитие системы СПО, внедрение передовых подходов к подготовке рабочих, инженеров, является одним из ключевых, базовых для технологического, экономического прорыва страны, повышения качества жизни и реальных доходов граждан.
В соответствии с положениями Стратегии развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации на период до 2020 года (одобрено Коллегией Минобрнауки России, протокол от 18 июня 2013 г. № ПК-5вн) в колледже внедряются 2 федеральных государственных образовательных стандарта из 50 наиболее востребованных по новым и перспективным профессиям и специальностям. Колледж стал Базовой профессиональной образовательной организацией по инклюзивному профессиональному образованию в регионе, региональным центром развития движения «Абилимпикс», принимает активное участие в региональных чемпионатах «Молодые профессионалы» (Worldskills Russia), ведет работу по организации специализированного центра по компетенции Поварское дело с целью обеспечения доступа обучающихся к высокотехнологичной инфраструктуре, начата работа по внедрению демонстрационного экзамена.
С участием работодателей (колледж имеет 25 договоров о сотрудничестве) разрабатываются подходы к прогнозированию кадровых потребностей, профессиональной ориентации, актуализации программ СПО в рамках апробации регионального стандарта кадрового обеспечения промышленного роста, сформированы практики дуального обучения.
В то же время, несмотря на накопление значительного положительного опыта реализации отдельных сегментов системы СПО, реализованные меры не позволяют провести комплексную модернизацию образовательной организации СПО в целях устранения дефицита рабочих кадров.
В краткосрочном периоде колледж предполагает минимизировать кадровый дефицит с использованием инфраструктуры и компетенций за счет своевременной реализации мер по организации коротких гибких, практикоориентированных образовательных программ для всех категорий населения и актуализации федеральных государственных образовательных стандартов и профессиональных образовательных программ в соответствии с трендами развития технологий и социально-экономической сферы.
Фактором, существенно затрудняющим задачу формирования профессиональных компетенций, соответствующих потребностям технологического прорыва и цифровой экономики, а также задачам организации независимой оценки компетенций и квалификаций посредством проведения демонстрационного экзамена выступает низкий уровень развития инфраструктуры колледжа.
Помимо устаревшей материально-технической базы (МТБ) к наиболее актуальным проблемам относится дефицит квалификаций преподавателей в сфере актуальных информационных и производственных технологий, необходимых в условиях цифровой экономики, относительно низкая привлекательность профессий рабочих и специалистов среднего звена в молодежной среде.
Для достижения поставленной цели предполагается создание современной инфраструктуры, формирование кадрового потенциала колледжа и создание условий для реализации передовых образовательных программ различного уровня.
В результате проведенных изменений должен быть ликвидирован структурный дефицит кадров и компетенций, система СПО должна стать гибкой, предусматривать разные формы и сроки подготовки, предоставлять участникам равные возможности для обучения и самореализации вне зависимости от места проживания, обеспечивать широкие возможности для повышения квалификации и обучения в течение всей жизни.
Цели и задачи программы
Целью программы является модернизация государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Псковской области «Псковский колледж профессиональных технологий и сервиса» в целях устранения дефицита рабочих кадров в Псковской области.
Для достижения указанной цели предполагается решение следующих задач.
Задача 1. Развитие современной инфраструктуры подготовки высококвалифицированных специалистов и рабочих кадров в соответствии с современными стандартами и передовыми технологиями.
Задача 2. Формирование кадрового потенциала для проведения обучения и оценки соответствующей квалификации по стандартам Ворлдскиллс.
Задача 3. Создание современных условий для реализации основных профессиональных образовательных программ СПО, а также программ профессиональной подготовки и дополнительных профессиональных образовательных программ.
Задача 4. Формирование условий для создания опережающей адаптивной подготовки кадров на базе колледжа, минимизирующей кадровые дефициты в соответствии с текущими и перспективными требованиями рынка труда.
Целевые индикаторы программы.
1. Численность выпускников колледжа, продемонстрировавших уровень подготовки, соответствующий стандартам Ворлдскиллс;
2. Создание аттестованного центра проведения демонстрационного экзамена по
компетенции Поварское дело;
3. Создание специализированного центра по компетенции Поварское дело,
аккредитованного по стандартам Ворлдскиллс Россия;
4. Доля выпускников, трудоустроенных по полученной профессии или
специальности.
Перечень программных мероприятий
№ п/п |
Наименование мероприятия |
Сроки исполнения |
Ответственные |
Ожидаемые результаты |
|
1. Развитие современной инфраструктуры подготовки высококвалифицированных специалистов и рабочих кадров в соответствии с современными стандартами и передовыми технологиями |
|||||
1.1. |
Мониторинг кадровой потребности отраслей экономики Псковской области в разрезе профессий и специальностей среднего профессионального образования из перечня ТОП- 50 |
2018 год |
Зам. директора по УПР |
Сформирована кадровая потребность отраслей экономики Псковской области, подготовлены предложения по объемам и структуре подготовки кадров уровня СПО по перечню профессий и специальностей ТОП- 50 |
|
1.2. |
Создание центра проведения демонстрационного экзамена по компетенции Поварское дело |
2020 год |
Директор |
Создана современная инфраструктура для подготовки кадров по профессии 43.01.09 Повар, кондитер |
|
1.3. |
Оснащение центра проведения демонстрационного экзамена по компетенции Поварское дело с внесением результатов демонстрационного экзамена в единую информационную платформу |
2020 год |
Зам. директора по УПР |
Оценка качества выпускников по профессии 43.01.09 Повар, кондитер |
|
1.4. |
Создание специализированного центра по компетенции Поварское дело |
2020 год |
Директор |
Проведение региональных чемпионатов Ворлдскиллс по компетенции Поварское дело |
|
1.4. |
Оснащение специализированного центра по компетенции Поварское дело |
2020 год |
Зам. директора по УПР |
Создана современная инфраструктура для проведения региональных чемпионатов Ворлдскиллс по компетенции Поварское дело |
|
1.5. |
Организация и проведение региональных чемпионатов Ворлдскиллс по компетенции Поварское дело |
1 квартал 2019 года, далее-ежегодно |
Зам. директора по УПР |
||
1.5. |
Организация и проведение региональных чемпионатов Абилимпикс |
4 квартал 2018 года, далее-ежегодно |
Руководитель регионального центра развития движения Абилимпикс |
||
1.6. |
Оснащение учебных лабораторий и мастерских колледжа реальным производственным оборудованием |
2018-2020 г.г. |
Зам. директора по УПР |
Материально-техническая база колледжа оснащена современным оборудованием и отвечает актуальным запросам рынка |
|
2. Формирование кадрового потенциала для проведения обучения и оценки соответствующей квалификации по стандартам Ворлдскиллс |
|||||
2.1. |
Повышение квалификации преподавателей и мастеров производственного обучения, реализующих образовательные программы СПО, в том числе по профессиям и специальностям из перечня ТОП-50 в соответствии со стандартами Ворлдскиллс |
ежегодно |
Зам. директора по УМР |
Повысили квалификацию преподаватели и мастера производственного обучения, реализующие образовательные программы СПО, в том числе по профессиям и специальностям из перечня ТОП-50 в соответствии со стандартами Ворлдскиллс |
|
2.2. |
Подготовка экспертов демонстрационного экзамена по компетенциям Поварское дело, Парикмахерское искусство |
3 квартал 2018 года, далее-ежегодно |
Зам. директора по УПР |
Подготовлены эксперты демонстрационного экзамена по компетенциям Поварское дело, Парикмахерское искусство |
|
2.3. |
Подготовка эксперта Ворлдскиллс по компетенции Поварское дело |
2020 год |
Зам. директора по УПР |
Подготовлен эксперт Ворлдскиллс по компетенции Поварское дело |
|
3. Создание современных условий для реализации основных профессиональных образовательных программ СПО, а также программ профессиональной подготовки и дополнительных профессиональных образовательных программ |
|||||
3.1. |
Обновление материально-технической базы колледжа для реализации основных профессиональных образовательных программ СПО, программ профессиональной подготовки и дополнительных профессиональных образовательных программ |
2018 -2020 годы |
Зам. директора по УПР |
Созданы современные условия для реализации основных профессиональных образовательных программ СПО, программ профессиональной подготовки и дополнительных профессиональных образовательных программ |
|
3.2. |
Осуществление приема абитуриентов на обучение по образовательным программам СПО из перечня ТОП-50 |
2 квартал 2018 года, далее - ежегодно |
Зам. директора по УВР |
Выполнение контрольных цифр приема на подготовку по образовательным программам СПО по профессиям и специальностям из перечня ТОП- 50 |
|
4. Формирование условий для создания опережающей адаптивной подготовки кадров на базе колледжа, минимизирующей кадровые дефициты в соответствии с текущими и перспективными требованиями рынка труда |
|||||
4.1. |
Реализация образовательных программ СПО по профессии 43.01.09 Повар, кондитер; по специальности 43.02.13 Технология парикмахерского искусства из перечня ТОП- 50 |
2018-2020 г.г. |
Зам. директора по УМР |
Подготовка кадров по профессиям/ специальностям из перечня ТОП- 50 |
|
4.2. |
Реализация программ профессионального обучения и дополнительных профессиональных программ |
2018-2020 г.г. |
Зам. директора по УМР |
Подготовка кадров |
|
Срок реализации программы: Программа реализуется в 2018-2020 годах.
Показатели, характеризующие результативность мероприятий программы
№ п./п. |
Наименование показателя |
Ед. измерения |
2017 г. ( факт) |
2018 г. ( план) |
2019 г. (план) |
2020 г. ( план) |
1. |
Общая численность студентов очной формы обучения, обучающихся по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих и подготовки специалистов среднего звена |
Чел. |
804 |
900 |
1000 |
1000 |
2. |
Общая численность студентов очной формы обучения, обучающихся по программам СПО по профессиям/ специальностям из перечня ТОП- 50 |
Чел. |
66 |
110 |
160 |
205 |
4. |
Численность студентов очной формы обучения, принятых на обучение по программам СПО в соответствующем году |
Чел. |
295 |
350 |
350 |
350 |
5. |
Численность студентов очной формы обучения, принятых на обучение по программам СПО по профессиям/ специальностям из перечня ТОП- 50 в соответствующем году |
Чел. |
66 |
50 |
50 |
50 |
6. |
Численность выпускников программ СПО очной формы обучения |
Чел. |
223 |
190 |
190 |
215 |
7. |
Численность выпускников программ СПО очной формы обучения по профессиям/ специальностям из перечня ТОП- 50 в соответствующем году |
Чел. |
0 |
0 |
0 |
0 |
8. |
Численность обучающихся по очной форме обучения, сдавших демонстрационный экзамен, всего |
Чел. |
0 |
0 |
0 |
0 |
8.1. |
В том числе: Численность обучающихся по очной форме обучения, сдавших демонстрационный экзамен в рамках ГИА |
Чел. |
0 |
0 |
0 |
0 |
8.2. |
Численность обучающихся по очной форме обучения, сдавших демонстрационный экзамен в других формах |
Чел. |
0 |
0 |
0 |
0 |
9. |
Численность педагогических кадров (мастеров и преподавателей спец. дисциплин) |
Чел. |
32 |
35 |
35 |
35 |
10. |
Численность педагогических кадров (мастеров и преподавателей спец. дисциплин), прошедших обучение в Академии Ворлдскиллс Россия |
Чел. |
3 |
8 |
9 |
10 |
11. |
Численность педагогических кадров (мастеров и преподавателей спец. дисциплин) – экспертов демонстрационного экзамена |
Чел. |
3 |
8 |
9 |
10 |
12. |
Численность педагогических кадров (мастеров и преподавателей спец. дисциплин) – экспертов Ворлдскиллс |
Чел. |
0 |
0 |
0 |
1 |
13. |
Количество созданных центров опережающей профессиональной подготовки, всего |
Ед. |
0 |
0 |
0 |
0 |
14. |
Количество созданных СЦК, всего |
Ед. |
0 |
0 |
0 |
1 |
14.1. |
Из них: количество СЦК, аккредитованных Союзом Ворлдскиллс Россия |
Ед. |
0 |
0 |
0 |
1 |
15 . |
Количество созданных центров демонстрационного экзамена |
Ед. |
0 |
0 |
0 |
1 |
17. |
Объем средств Псковской области, направленный на развитие материально-технической базы колледжа |
Млн. руб. |
0,6 |
2,8 |